Обозначение и маркировка шин.
Все надписи на боковинах импортных шин, независимо от того, в какой стране они изготовлены, выполняются на английском языке. Шины зарубежных фирм-производителей имеют обозначения, соответствующие евростандарту, американскому стандарту (требованиям департамента транспорта США) либо двойному евроамериканскому стандарту. Перечисленные стандарты проставляются на боковине шины буквенным обозначением. Буква "Е", обведенная в кружок, с двумя цифрами указывает, что шина проверена на соответствие европейскому стандарту безопасности - Правилу №30 Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. В настоящее время европейским странам дано право проводить испытания и присваивать знак и номер технического контроля для автомобильных шин. Индекс в кружке - условный номер страны, где комиссия провела проверку. Например, ЕЗ - Италия, Е5 - Швеция. Пятизначный (в некоторых случаях, шестизначный) индекс, означает номер сертификата, свидетельствующего о положительных результатах проверки и выданный той страной, которая осуществляла эту проверку. Американский стандарт имеет обозначение DOT (Department of Transportation). Если шины сертифицированы по двойному стандарту, то на боковине имеется обозначение Е и DOT. Такое обозначение встречается часто, так как европейские фирмы-производители шин поставляют их в США. Прежде всего, рассмотрим маркировку шин, действующую в Европе:
- 185/65R15 87Т - размер шины и ее техническая характеристика, где: 185 - ширина профиля шины в мм; 65 - отношение высоты профиля шины к его ширине, выраженное .в процентах; R - радиальная конструкция шины. Иногда на боковине наносится маркировка Belted или Steel Belted (стальная окантовка). Последняя надпись указывает, что брекер шины изготовлен из металлокорда; 15 - посадочный диаметр шины в дюймах; 87 - индекс несущей способности (см.табл);
Индекс нагрузки | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 |
Мах. Нагрузка (в кг.) | 335 | 345 | 355 | 365 | 375 | 387 | 400 | 412 | 426 | 437 | 460 | 462 | 475 | 787 | 500 | 515 |
Индекс нагрузки | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 |
Мах. Нагрузка (в кг.) | 515 | 530 | 545 | 560 | 580 | 600 | 615 | 630 | 650 | 670 | 690 | 710 | 730 | 750 | 775 | 800 |
Индекс нагрузки | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 113 | 114 | 115 | 116 |
Мах. Нагрузка (в кг.) | 825 | 850 | 875 | 900 | 925 | 950 | 975 | 1000 | 1030 | 1060 | 1090 | 1150 | 1180 | 1215 | 1250 |
Индекс нагрузки | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 |
Мах. Нагрузка (в кг.) | 1285 | 1320 | 1360 | 1400 | 1450 | 1500 | 1550 | 1600 | 1650 | 1700 | 1750 | 1800 | 1850 | 1900 |
Т - индекс категории скорости, на которую рассчитана шина, в данном случае - до 190 км/ч (см.табл.)
Индекс скорости | J | K | L | M | N | P | Q | R | S | T | U | H | V | VR | W | Y | ZR |
Мах. Скорость(км/ч) | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 | 240 | >210 | 270 | 300 | >240 |
- DUNLOP - фирма-изготовитель шины. Название фирмы указывается крупно и рельефно. Далее, таким же крупным шрифтом проставляет-модель данной шины, например, обозначения на боковине шины DUNLOP SP WINTER. Для других импортных шин это обозначение может выглядеть как: BRIDGESTONE BLIZZAK, GOODYEAR CLUB, MICHELIN IVALO, NOKIAN HAKKAPELLITTA I и т.д. Каждая модель характеризуется различными конструктивно-технологическими особенностями, рисунком протектора, которые отличают эту шину от других. Различные фирмы применяют свою систему кодов, поэтому одинаковые буквы и цифры в индексах моделей у разных производителей могут отражать далеко не одно и то же.
- товарный знак завода изготовителя.
- надпись RADIAL указывает на радиальную конструкцию шины.
- TUBELESS, TL или SCHLAUCH (на немецком) - маркировка бескамерной шины. Камерная шина обозначается TUBE (камера), TUBE TYPE, TT или MIT SCHLAUCH (на немецком), но может и не иметь такого обозначения.
- M+S (Mud+Snow - грязь+снег) или R+W (Road+Winter - дорога+зима) - тип рисунка протектора. Эти маркировки говорят, что шины предназначены для эксплуатации в зимних условиях Западной Европы с постоянными дождями и снегом при температуре окружающего воздуха около нуля. Шины с такими маркировками относятся к категории зимних шин. В зависимости от назначения шины на ее боковине могут быть нанесены следующие надписи: WINTER - зимние; AQUATRED, AQUACONTACT, AQUA-CHRONO или RAIN (дождь) - «дождевые» шины; AS или AW - All Season (все сезоны), Any Weather (любая погода) - всесезонные шины. Шины, предназначенные для джипов, также имеют характерные обозначения. Например, модели шин семейства Scorpion компании PIRELLI обозначаются: Scorpion S/T (Sport Truck - многоцелевые шины); Scorpion A/S (All Season - всесезонные шины); Scorpion A7T (All Terrain - вездеходные шины). Шины некоторых фирм классифицируются по рисунку протектора. Например, шины MICHELIN имеют следующие обозначения: XZA - для скоростных автомобилей, используемых при пробегах на большие расстояния; XZZ - для шоссейных дорог; XM+S4 - для труднопроходимых зимних дорог.
- цифры 3701 - дата выпуска шины: изготовлена на 37 неделе 2001 года (десятилетие 1990-1999 обозначается знаком " ").
- буква Е в кружке с цифровым индексом - знак соответствия шины международным правилам №30 и №54 ЕЭК ООН.
- страна, в которой находится предприятие-изготовитель шин (made in Germany - сделано в Германии, made in Europe - сделано в Европе и т.д.).
- СВ268 - внутренний код компании DUNLOP.
Дополнительные маркировки, действующие в США: - DOT - знак, означающий, что шина отвечает нормативным требованиям департамента США. - DM, АВ, CD, EFG - коды, указывающие на место изготовления, размер и тип шины. - максимально допустимые в США нагрузка и внутреннее давление воздуха в шине: max Load 545 kg (1202 Ibs) - 545 кгс (1202 фунта), max Pressure 300 kPa (44 psi) - 3,0 кгс/см2 (44 фунта на квадратный дюйм). - Plies (Tread area: - 1 Rayon + 2 Steel + 1 Nylon; Sidewall: 1 Rayon) - особенности конструкции шины: в брокере один слой вискозного корда, два слоя стального и один слой нейлонового корда; в боковине один слой вискозного корда.
- TWI - указатели индикаторов износа. Маркировка TWI может наноситься со стрелкой. Индикатор износа иногда обозначается символом в виде стрелки.
- Treadwear 180 - относительная износостойкость рисунка протектора. Отвечает специальным стандартным тестам США. 180 - сравнительная цифра по отношению к типовым требованиям, которые предъявляются к шинам американским Стандартом качества для автомобильных шин (Uniform Tire Quality Grading). Чем выше этот показатель, тем лучше износостойкость и скоростная устойчивость автомобиля, тем выше стабильность геометрии шины при повышенных скоростных режимах движения.
- Traction A - показатель, оценивающий сцепные свойства шины. Он имеет градации А, В и С, которые указываются на боковине шины. Шины с показателем А отличаются максимальным сцеплением, с показателем С - наименьшим допустимым сцеплением.
- Temperature В - температурный показатель, который отражает способность шины противостоять температурным нагрузкам, которые возникают при движении на большой скорости.
- Safety warning - требования техники безопасности при монтаже шины на обод и при эксплуатации шины.
Шины высокого (элитного) класса, обладающие повышенной прочностью и износостойкостью, относятся к разряду «высшего эксплуатационного качества» (High performance или Ultra High performance), что соответствует индексам HP и UHP. Для того, чтобы выделить принадлежность шин к элитному классу, концерны-производители присваивают им собственные именные обозначения. Например, концерн GOODYEAR наносит на боковинах названия фирменных семейств шин: EAGLE (орел) F.I - шина особо высокого качества; EAGLE TOURING - шины высокого качества. Знак «+» означает, что шины отличаются повышенной безопасностью при эксплуатации на мокрой дорожной поверхности и малым сопротивлением качению, что уменьшает расход топлива. Например, модели шин концерна GOODYEAR - EAGLE GW+, EAGLE GS-D+. На некоторых моделях шин нового поколения для легковых автомобилей введена дополнительная маркировка. К примеру, на боковинах зимних шин WSP, W 160Р, W180Р, W190P и W210P концерна PIRELLI ставится стрелка, показывающая направление вращения колеса. На боковинах шин других фирм наносятся две стрелки с надписью «Rotation» (направление вращения). При сборке колес необходимо учитывать рекомендации этой маркировки: направление вращения колес при движении автомобиля вперед должно совпадать с направлением, указанным стрелкой (стрелками). Шины с асимметричным рисунком протектора также имеют маркировку, которую необходимо принимать во внимание при монтаже шины и установке колеса в сборе с шиной на ступицу автомобиля. На боковинах таких шин проставляются надписи: «Side Facing Inwards» (сторона, обращенная внутрь) и «Side Facing Outwards» (сторона, обращенная наружу). Следует иметь ввиду, что на шинах зарубежного производства балансировочные метки зачастую отсутствуют, так как шины имеют минимальный дисбаланс. В США применяются различные системы обозначения шин. Европейская система «Euro-metric» нами уже рассмотрена. Система «P-metric», наиболее распространенная в США, а также в Японии и других странах, расширяет европейскую систему за счет введения индекса назначения шины, который проставляется перед шириной ее профиля: Р (PASSENGER) - шины только для легковых автомобилей; LT (LIGHT TRUCK) - шины для легких грузовиков, фургонов и микроавтобусов; LTP (LIGHT TRUCK PERSONAL) - шины для легких грузовиков персонального пользования; Т (TEMPORARY) - шины для компактного «запасного» колеса. Например, шины модели GRABBER АР фирмы GENERAL TIRE (США) имеют следующие обозначения: P205/75R15; LT 235/75R15. Шины модели DM-01 концерна BRIDGESTONE (Япония) обозначаются LT255/70R15. Многие модели шин, предназначенные для джипов, грузовых пикапов имеют дюймовую маркировку, где основным параметром является не ширина профиля, а наружный диаметр. Например, в обозначении такой шины 30x9,5R15LT модели GRABBER AT фирмы GENERAL TIRE приведены следующие данные: 30 - наружный диаметр шины; 9,5 - ширина профиля шины; R - шина радиальная; 15 - посадочный диаметр шины; LT - шины для легкого грузовика. Обычно шины такого размера имеют рисунок протектора повышенной проходимости, "M+S", реже универсальный рисунок протектора. Некоторые модели шин концерна BRIDGESTONE обозначаются следующим образом: 145R12 6PR, где 145 - ширина профиля шины в мм; 12 - посадочный диаметр шины в дюймах; 6PR -условное число слоев корда в каркасе. На боковине шины иногда наносится краткое описание конструкции ее каркаса. Прочность каркаса условно характеризуется нормой елейности PR (PLY RATING). Норма елейности - условное понятие, так как этот параметр не всегда соответствует числу слоев каркаса. Для легковых автомобилей применяют шины с нормой елейности 4PR и 6PR. Шины с 6PR относятся к «усиленным» шинам повышенной грузоподъемности. Шины повышенной слойности (6, 8, 10 PR) устанавливаются на легкие грузовики и микроавтобусы. Они обозначаются буквой «С» (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра шины. Кроме того, у таких шин ставится двойной индекс несущей способности, обозначающий нагрузку на одиночную и сдвоенные шины. Эти шины рассчитаны на эксплуатацию с внутренним давлением воздуха 0,3...0,55 МПа (3,0...5,5 кгс/см2). Они характеризуются высокой жесткостью и поэтому их устанавливать на легковые автомобили не рекомендуется. Примеры обозначения таких шин фирмы DUNLOP: 185R14C 102/100М,где 185R14C-размерность шины, а 102/100-индексы несущей способности соответственно на одиночную и сдвоенные шины (850/800 кгс), М - индекс категории скорости (не более 130 км/ч).